Морские Сражения
Нужда в боевых кораблях в Средиземноморье настала сразу же после того, как Римская Империя захватила все прилегающие к морю территории. В данном районе не было ни одной империи, которая смогла бы конкурировать с римлянами, а пиратство вскоре было полностью ликвидировано. После развала Западной Римской Империи, новые цивилизации воспрянули из пепла и вновь в водах моря появились пиратские суденышки. Боевые корабли стали вновь необходимо для защиты от вторжений с моря, повышения своей военной мощи, и уничтожения появившихся вновь пиратов.
Византийские корабли Византийцы представляли собой очень сильную морскую группировку, которая базировалась в портах Средиземного моря в период Средневековья. Морские силы были необходимы этой империи для поддержания своего статуса в этой зоне. Береговая оборона Константинополя была просто превосходна и делала пустыми все попытки напасть на город суши, но городу также был необходим и флот для предотвращения полной осады. Ведь по морю могли поставляться продукты и припасы, необходимые для обороняющейся стороны. Пока в город по морю поставлялись разнообразные товары, ему не грозила длительная осада и захват войсками противника.
Византийские корабли
Византийцы представляли собой очень сильную морскую группировку, которая базировалась в портах Средиземного моря в период Средневековья. Морские силы были необходимы этой империи для поддержания своего статуса в этой зоне. Береговая оборона Константинополя была просто превосходна и делала пустыми все попытки напасть на город суши, но городу также был необходим и флот для предотвращения полной осады. Ведь по морю могли поставляться продукты и припасы, необходимые для обороняющейся стороны. Пока в город по морю поставлялись разнообразные товары, ему не грозила длительная осада и захват войсками противника. Основную часть Византийского боевого флота в Средневековье составляли дромены, некая эволюция древних весельных кораблей, например, таких как трирема. Типичный дромен был достаточно вытянутым и скоростным кораблем. Его ход обеспечивали от 50 до 200 гребцов, а также при хорошем ветре ставились треугольные паруса. Мачты располагались в центре носовой части судна и в посередине его кормовой части. Дромен оснащался тараном для атаки вражеского корабля, а также многочисленными захватами необходимыми при абордажном сражении. Таран был практически незаметен из под воды. Платформы были выстроены в центре, на носу и в корме корабля. С этих платформ лучники и катапульты могли вести прицельный огонь по вражескому кораблю и его экипажу. Морское сражение проходило с целью протаранить вражеское судно или же обездвижить его, после чего прицепиться к нему крюками и взять на абордаж. Византийцы эффективно использовали свое секретное оружие под названием Греческий огонь. Это была смесь различных химикатов, которая разрывалась при попадании на палубу вражеского судна. Она запускалась с помощью катапульт, или же забрасывалась на вражеский корабль в виде бомбы. Это было просто разрушительным оружием против деревянных судов и просто превосходно себя проявило в сражениях против Персов. Секрет изготовления Греческого огня так хорошо скрывался византийцами, что мы и до сих пор не знаем, из каких химических ингредиентов он изготовлялся.
Средиземноморские корабли
Весельные корабли, называемые галерами, оставались основными военными судами Средиземноморья до самого окончания Средневековья, из-за того что данные воды были хорошо укрыты от бесчинствующих ураганов и штормов. В то же время, Итальянские города-государства Генуя и Венеция со временем стали носителями и изготовителями боевых кораблей по мере того как они успешно торговали с Ливаном. Арабы также начали строить свои боевые корабли, для того чтобы обеспечить своим торговым судам охрану, и для борьбы против Византийской империи и остальными христианскими мирами за влияние на Средиземноморье. Начавшиеся в 11-том веке Крестовые походы, доставили в эти воды суда очень необычного дизайна, которые строились на верфях европейских стран.
Европейские корабли
Германские племена, которые оккупировали северную Европу в 500-тых годах, разработали несколько новых типов боевых кораблей. Типичным торговым судном стало судно с широким корпусом и низкой осадкой. Для начала оно оснащалось одной мачтой, чуть позже мачт стало больше, так как и размер судна увеличился. Норвежцы называли этот тип судна кнарр. Мы очень много знаем об этом типе судна, потому как его корпус был извлечен из одной датской бухты в 1960-тых годах. Большая часть торговли и исследований англо-саксов и Викингов была возложена на этот тип судна. Позже оно трансформировалось в когг, типичный торговый корабль позднего Средневековья. Это судно с большой осадкой было спроектировано для беспрепятственного плавания и перевозки тяжеловесных грузов. Корабли, сражающиеся в северной Европе, в основном были рассчитаны на нанесение ударов по береговой зоне противника. Башни были расположены на носу и на корме когга, на них были расположены ряды щитов для защиты собственных лучников. Последние были необходимы только для того, чтобы уничтожать вражеских гребцов и солдат. Тактика морского боя сводилась к абордажному бою. Корабли, плавающие на этих широтах, не имели таранов в своей носовой части, и поэтому протаранивание судна противника исключалось. На кораблях этого типа не было никакого оружия, которое смогло бы потопить вражеский корабль до начала абордажа, орудия появились только в 14-том веке. Некоторые из 400 Английских и Французских коггов перевозили в своих трюмах контингенты лучников и солдат которые участвовали в морском сражении при Слейсе в 1340 году. Данное сражение было типичным для морских баталий позднего Средневековья. Корабли просто обрабатывали друг друга огнем из луков и потом шли на абордаж. Первые орудия были установлены на носу и корме боевых кораблей. Небольшие орудия устанавливались по бортам судна, так чтобы можно было вести огонь по экипажу вражеского судна. Английское судно Кристофер в 1406 году стало первым кораблем, на котором были установлены пушки. Орудия более крупного размера стали устанавливаться по бортам суден только в самом конце эпохи Средневековья. Стремительный корабль Викингов был более транспортным судном, нежели военным кораблем. Хотя обычно Викинги сражались на этих изумительных судах. После обнаружения судна, викинги подходили к нему, становились борт о борт и шли на абордаж. Это длинное судно двигалось благодаря веслам, и лишь в течение 8-го и 9-го столетия на него стали устанавливать мачту с навесным парусом. Хотя паруса были очень хрупкими и не позволяли заплывать далеко в океан мы все же имеем данные, что эти суда были очень мореходными. В конце 9-го столетия, на судах викингов стали устанавливаться дополнительные паруса. Ирландский кураг было небольшим быстроходным судном, которое в основном использовалось для прибрежной торговли и перевозок, однако на нем можно было совершать и дальние океанские рейсы. Это судно было изготовлено из звериных шкур, которые одевались поверх деревянного каркаса. Течи и щели в корпусе заканапачивались смолой во избежание протекания. Эти невероятно легкие суда оснащались небольшим парусом или могли управляться веслами. В очень лютую погоду, шкуры могли просто натягиваться на верхнюю часть корабля тем самым обеспечивая ему полную безопасность от волн и непогоды. Ирландские монахи на этих судах смогли исследовать Северную Атлантику и достигли Исландии даже задолго до викингов. Говорят, что монахи заплывали и дальше, аж в Новый Свет, по нашему просто в Америку. Крестовые походы вынудили доставить в Средиземноморье северные суда и тем самым свести вместе судостроителей севера и юга. Южане стали адаптировать в своих судах элементы коггов, включая его широкий нос и квадратный парус. Северяне обучились обращаться с компасом, рулем и треугольным парусом.
Китайские суда
Великими судостроителями Средневековья вполне возможно были Китайцы. Обычная Китайская джонка была лучшим кораблем даже среди тех которые строили на западе в течение многих столетий. Судно представляло собой прекрасную комбинацию грузового места, мореходного качества, и устойчивости корпуса. В 1405 году, Китайский адмирал Ченг Хо, выстроил огромный флот, который управлялся 25,000 человек и исследовал большую часть юго-западного Тихого океана, а позже и Индийского. Правители Китая оценили все его открытия и служение своей короне. Даже в наши времена, джонки используются на китайских реках для перевозки мелких партий грузов.
|